Алфёрово

Материал страницы был обновлен 06.10.2018 г.

ДОТ
у трассы Москва-Минск (263 км)

Войны начинаются в умах людей.
Из преамбулы Устава ЮНЕСКО


Следы войны в окрестностях Алфёрова

1941-1943

Долговременная огневая точка

ДОТ [1] времён Великой Отечественной войны сохранился в непосредственной близости от трассы Москва-Минск (263 км) западнее поворота на Алфёрово.

ДОТ
ДОТ у трассы Москва-Минск (263 км) западнее поворота на Алфёрово, май 2018 г.
Вид на восток - на Москву. (фото Воробьёва А.).

ДОТ у 263 км был построен в начале войны, в 1941 году. Он был частью первой линии обороны – Ржевско-Вяземского оборонительного рубежа на дальних подступах к Москве (250–300 км). В августе-сентябре 1941 года в том месте, где сейчас находится ДОТ, располагалась часть 37-го стрелкового полка 13-й Ростокинской дивизии народного ополчения г.Москвы (13 ДНО), которая входила в 32-ю армию, что видно из Схемы обороны войск 32 Армии на 22 сентября 1941 г., доступной на сайте https://pamyat-naroda.ru.

Карта
Схемы обороны войск 32 Армии на 22 сентября 1941 г.

Источник: ЦАМО, Фонд: 219, Опись: 679, Дело: 253
Авторы документа: 32 А, полковник Бушманов
Интернет-ссылка на оригинальный документ:
http://pohttps://pamyat-naroda.ru



Западнее и восточнее местонахождения этого ДОТа в 1941 строились две грандиозные оборонительные полосы. 133 стрелковая дивизия (133 СД), начиная с июля, возводила оборонительную полосу по берегам рек ВОПЕЦ и ДНЕПР, а личный состав 13-й ДНО строил оборонительные сооружения восточнее - от деревни Хожаево до Беломира. С трассой Москва-Минск полоса обороны 13-й ДНО пересекалась в районе деревни Азарово.

У деревни Малое Алферово должны были быть построены 2 ДОТа, и ещё два ДОТа - по обеим сторонам трассы у деревни Азарово.

Размах строительства можно оценить по Карте-схеме оборудования оборонительных рубежей на участках 24 и 32 А на 10 сентября 1941 г.:

Карта-схема оборудования оборонительных рубежей на участках 24 и 32 А на 10 сентября 1941 г.

Источник:ЦАМО, Фонд: 219, Опись: 679, Дело: 228
Авторы документа: РезФ, генерал-майор Подасек, воен. инженер 1 ранга Афанасьев, полковник Молчанов
Интернет-ссылка на оригинальный документ:
https://pamyat-naroda.ru


В апреле-июле 1943 года построенные в рамках Ржевско-Вяземского рубежа оборонительные укрепления, в том числе и ДОТ у 263 км, попали в зону действия 152 Укреплённого Района (152 УР).

Согласно Журналу боевых действий 20 Армии (стр.56), в которую входил 152 УР, производились оборонительные работы с целью подготовить оборону по системе опорных пунктов на случай повторного наступления немецких войск. Были отрыты сотни метров окопов, построены командные наблюдательные пункты, установлены железобетонные колпаки и построены ДЗОТы [2]. При этом 152-м УР были отремонтированы 7 ДОТов, построенных в этой местности ранее.

133 стрелковая дивизия

133 СД строила в июле-августе 1941 года оборонительную полосу по восточному берегу р.ВОПЕЦ и берегам реки ДНЕПР по обе стороны от пересечения с автострадой Москва-Минск. Передний край главной полосы обороны дивизии проходил по восточному берегу реки Днепр в границах Мосалово-Звягино.

В архиве сохранилась Схема полосы обороны 133 СД по рубежу р.Днепр по состоянию на 15 августа 1941 года:

Источник: Архив: ЦАМО, Фонд: 219, Опись: 679, Единица хранения: 26, № записи 60085557

Авторы документа: капитан Радионов
Интернет-ссылка на оригинальный документ:
http://podvignaroda.ru

Существует Пояснительная Записка к схеме:

Источник: ЦАМО, Фонд: 219, Опись: 679, Единица хранения: 26, № записи 60085559
Авторы документа: подполковник Морозов
Интернет-ссылка на оригинальный документ:
http://podvignaroda.ru

Схема

Схема полосы обороны 133 СД по рубежу р.Днепр по состоянию на 15 августа 1941 года

Из этих документов следует, что в полосе обороны должны были быть построены всего 5 ДОТов. Два из них, ближайшие к Алфёрову, находились по обе стороны трассы Москва-Минск восточнее Истомино за рекой Дымкой. Все остальные были западнее. На 15 августа 1941 года они ещё строились – их готовность была 50%. 263 км трассы Москва-Минск находился в то время в тыловом районе зоны действия 133 СД.

1 сентября 1941 г. 133-ю стрелковую дивизию сменила на построенных ею оборонных позициях на Днепре 2 СД (2-я дивизия народного ополчения г.Москвы - Сталинская). Штаб 2 СД расположился на месте бывшего штаба 133 СД - в деревне Жуково, что рядом с Истомино.

Строители ДОТа у 263 км - 13-я дивизия народного ополчения

В августе - сентябре, ожидая наступления на Москву, все усилия по обороне состедоточили вдоль дороги Смоленск-Вязьма.

Размах строительства линии обороны, которая находилась восточнее Алфёрова, и затраченные на неё людские усилия можно оценить по Схеме ПТО артиллерии 32 А.

Источник: ЦАМО, Фонд: 219, Опись: 679, Дело: 166, Лист начала документа в деле: 1
Авторы документа: 32 А, капитан Иванцов
Интернет-ссылка на оригинальный документ:
http://podvignaroda.ru

Схема

Схема ПТО артиллерии 32 А

Большую роль в строительстве этой линии обороны сыграли как местные жители, привлечённые на оборонительные работы, так и дивизии народного ополчения г.Москвы. В августе - сентябре район обороны от Хожаева до Бекасова строила 13-я дивизия народного ополчения (Ростокинская). Рядом, в Бекасово, также находилась 8-я дивизия народного ополчения г.Москвы (Краснопресненская).

3 августа 1941 года дивизии народного ополчения Москвы, в их числе 2 ДНО (Сталинская) и 13 ДНО (Ростокинская), включенные в 32 Армию, двигались с Можайской оборонительной линии на запад, ближе к линии фронта - в сторону Ржевско-Вяземской линии обороны (Источник Оперсводка 32 Армии №21 к 22.00 3.8.41). Части 220 СД в это время занимали оборону и производили оборонительные работы на участке в районе ЧЕПЧУГОВО, ПОЧИНОК, ГРЕДЯКИНО и ЛУКЬЯНОВО.

5 августа 1941 г. командиру 13-й стрелковой дивизии (13 ДНО) было приказано сменить части 220 СД на участке от ЧЕПЧУГОВО до ПОДРЕЗОВА. Смену необходимо было закончить к исходу 05.08, приступив немедленно к оборонительным работам. 2 стрелковая дивизия (2-я ДНО г.Москвы) должна была также принять от 220 СД оборонительные сооружения. Командный состав сменяющих частей 13 и 12 СД должны были принять на местности все оборонительные сооружения и всю документацию по системе огня и заграждений и планы невыполненных работ.

Московские ополченцы, в основном люди непризывного возраста, добровольно уходя на фронт, не предполагали, что их отправят так далеко от Москвы. В то время под влиянием массовой советской пропаганды многие верили в мощь Красной Армии, искренне считали, что война - это ненадолго, она скоро закочится, и им совсем не придётся принимать участие в военных действиях. Реальность оказалась совсем другой.

7 августа командующий Резервным Фронтом генерал армии Г.К. Жуков обратился в ГКО со специальной докладной запиской, в которой пишет: «32 и 33 армии, состоящие из 10 дивизий народного ополчения, прибывшие в состав Резервного фронта, имеют очень много недостатков и, если не будут приняты немедленные меры, имеющиеся недостатки могут привести к тяжелым последствиям. В дивизиях имеется много совершенно необученных и не умеющих даже владеть винтовкой бойцов». Эти «недостатки» привели к тому, что целые дивизии погибали за один день, когда началось немецкое наступление на Москву.

Картину происходившего в августе - сенятбре 1941 года позволяют составить выдержки из Журнала военных действий штаба Резервного фронта (две части):

Журнал военных действий штаба РезФ (начало):

Источник: ЦАМО, Фонд: 219, Опись: 679, Дело: 62, Лист начала документа в деле: 1
Авторы документа: РезФ
Интернет-ссылка на оригинальный документ:
https://pamyat-naroda.ru/documents

Журнал военных действий штаба РезФ (продолжение):

Источник: ЦАМО, Фонд: 219, Опись: 679, Дело: 63, Лист начала документа в деле: 97а
Авторы документа: РезФ
Интернет-ссылка на оригинальный документ:
https://pamyat-naroda.ru/documents

25 сентября 1941 г. 13-я дивизия народного ополчения была переименована в 140-ю стрелковую дивизию.

Таким образом, 30 сентября 1941 года 13-я дивизия народного ополчения покинула район между ХОЖАЕВЫМ и БЕКАСОВО (будучи уже 140 СД), который она занимала с начала августа, и двинулась навстречу своей скорой гибели - в район Холм-Жирков.

Немецкое командование было хорошо осведомлено о строительстве оборонительных сооружений вдоль дороги Смоленск - Москва на участке от Днепра до Вязьмы. Поэтому немецкие части просто обошли построенную линию обороны.

2 октября 1941 года противник нанёс удары севернее (через Духовщину на Вязьму) и южнее (через Рославль на Спас-Деменск и Вязьму). 8 октября немцы уже заняли Гжатск и Гжатский район, 12 октября была занята вся Смоленская область, а 13 октября прекратились последние очаги сопротивления внутри «Вяземского котла».

Огромный участок только что возведённой Ржевско-Вяземской оборонительной линии вместе с ДОТом у 263 км оказался внутри «котла», Грандиозная проведённая работа оказалась бесполезной.  Бои под Вязьмой закончились катастрофическим поражением Красной Армии.

152 Укреплённый Район

В апреле-июле 1943 года Алфёрово и окрестные деревни попали в зону ответственности 152 УР – Укреплённого Района.

К 18 июля 1943 года оборона рубежа была готова.

ЖБД 20 Армии ЖБД 20 Армии

Фрагмент ЖБД 20 Армии, стр.56-57

Источник: ЦАМО, Фонд: 423, Опись: 6631, Дело: 123, Лист начала документа в деле: 1, стр.56
Авторы документа: Авторы документа: капитан Аксман
Интернет-ссылка на оригинальный документ:
https://pamyat-naroda.ru

Отремонтированные ДОТы – это, очевидно, те ДОТы, которые были построены 133 стрелковой дивизией и 13 дивизией народного ополчения в июле-сентябре 1941 года вдоль трассы Москва-Минск от Днепра до деревни Азарово (где располагался штаб 152 УР).

7 августа началась операция «Суворов». 152 УР начал свои боевые действия в августе 1943 г. с рубежа р.ВОПЬ, в которых овладел г.ДОРОГОБУЖ, участвовал во взятии г.СМОЛЕНСК. 164 ОПАБ во главе со своим командиром капитаном Кирюшиным действовал совместно с 312 СД в её боевых порядках (312 СД проследовала через деревни АЗАРОВО, БЕССОНОВО в марте во время освобождения окрестностей Алфёрова от немецкой оккупации). Этот батальон принимал участие в боях за деревню Соловьево и переправу через реку Днепр.  В период наступательных действий с 8 по 25 сентября 1943 года 164 ОПАБ неоднократно с боями форсировал на подручных средствах водные преграды – реки Хмость, Большой и Малый Вопец. 2 октября 1943 года операция «Суворов» завершилась полным освобождением Смоленщины. Война ушла от Алфёрова на запад.

Построенный 164 ОПАБ рубеж обороны, в который входил ДОТ у 263 км Минского шоссе, так и не понадобился.

Люди стали восстанавливать разрушенное войной и переходить к мирной жизни.

ДОТ
ДОТ у трассы Москва-Минск (263 км), май 2010 г. (фото Дьяченко С.).
ДОТ
ДОТ у трассы Москва-Минск (263 км), май 2010 г. (фото Дьяченко С.).
ДОТ
ДОТ у трассы Москва-Минск (263 км) западнее поворота на Алфёрово, май 2018 г. (фото Воробьёва А.).
ДОТ
ДОТ у трассы Москва-Минск (263 км) западнее поворота на Алфёрово, май 2018 г. (фото Воробьёва А.).
ДОТ
ДОТ у трассы Москва-Минск (263 км) западнее поворота на Алфёрово, май 2018 г. (фото Воробьёва А.).
ДОТ
ДОТ у трассы Москва-Минск (263 км) западнее поворота на Алфёрово, май 2018 г. (фото Воробьёва А.).
ДОТ
ДОТ у трассы Москва-Минск (263 км) западнее поворота на Алфёрово, май 2018 г. (фото Воробьёва А.).
ДОТ
ДОТ у трассы Москва-Минск (263 км), август 2018 г. (фото Могильникова А.).
ДОТ
ДОТ у трассы Москва-Минск (263 км), август 2018 г. (фото Могильникова А.).
ДОТ
ДОТ у трассы Москва-Минск (263 км) - всё заросло бурьяном, август 2018 г. (фото Могильникова А.).
ДОТ
ДОТ у трассы Москва-Минск (263 км) - всё заросло бурьяном, август 2018 г. (фото Могильникова А.).
ДОТ
ДОТ у трассы Москва-Минск (263 км) - вид изнутри, август 2018 г. (фото Могильникова А.).
ДОТ
ДОТ у трассы Москва-Минск (263 км) - вид изнутри, август 2018 г. (фото Могильникова А.).
ДОТ
ДОТ у трассы Москва-Минск (263 км) - вид изнутри, август 2018 г. (фото Могильникова А.).
ДОТ
ДОТ у трассы Москва-Минск (263 км) - вид изнутри, август 2018 г. (фото Могильникова А.).

Другие документы ЦАМО об освобождении Алфёрова от немецкой оккупации:

www.alferovo.ru в социальных сетях