Материал страницы был обновлен 06.06.2025 г.
Автор: Рыжов Игорь Романович.
Метрическая книга – это документ, фиксировавший в дореволюционной России факты рождения, бракосочетания и смерти. Составлялись эти книги священниками и приходским клиром при церкви того или иного прихода.
Метрическая книга прожила долгую жизнь. Впервые решение о введении этого документа было принято в 1667 году, новый этап становления документа начался с решений Петра Первого от 1722 года о повсеместном внедрении метрики и продолжался по 1775. Правовой статус источника уточнился в течение 1775-1837 гг., а с 1837 по 1917 годом стал «жить полной жизнью», обладая устойчивым формуляром. Лишь к 1920-м годам метрический учёт был заменён на акты гражданского состояния.
Сегодня документы метрического учёта помогают нам узнать о людях прошлого. В метриках мы можем найти записи о рождении ребёнка, его крещении, венчании молодожёнов, смерти и последующем погребении прихожанина. Это большой объём данных!
При работе с этим видом источников важно не забывать простое правило: нельзя доверять документу на слово. Нужно всегда проверять все сообщения, которые дошли до нас из прошлого. Метрические книги содержат множество ошибок, неточностей, описок, часто нужная информация спутана, утеряна или так и не была вписана составителями документа. Верность огромного массива данных нельзя никак доказать или опровергнуть. Поэтому важно быть во всеоружии и знать, как работать с метриками.
Если Вам интересно больше, читайте:
Антонов Д.Н., Антонова И.А. Метрические книги России XVIII- начала XX в. Москва, 2006. КНИГИ ПО ИСТОРИИ РОССИИ Название:.. | Книги - скачать, советы, литература | ВКонтакте
Историк Игорь Николаевич Данилевский рекомендует вначале поделить сообщения из записи на три категории. Убрать из записи устойчивые выражения и клише (повторяющуюся информацию), проверить информацию о реальных событиях (верифицируемая информация). То, что проверить нельзя, оставляем и используем с осторожностью (уникальная информация).
Для начала уберите устойчивые выражения из записи!
К числу таких формулировок стоит отнести помету о законности брака «и законная жена его», указание на «естественную/натуральную» смерть без конкретизации точной причины ухода из жизни, сведения о совершении таинства согласно установленным церковью нормам, глаголы, присущие для записей каждой части: родился/родилась сын/дочь, священником крещён/крещена, именем наречён/наречена, «понял/ браком сочетался с/ обвенчался с», «умер/умерла/ скончался/скончалась» и схожие. Все эти сведения в стандартизированной форме подтверждают лишь уже известные нам факты.
Проверьте далее всю оставшуюся информацию: она с той или иной степенью точности сообщает о реальных событиях/ явлениях и обстоятельствах их происшествия.
На данном этапе необходимо свести вместе все источники, повествующие об интересующем нас событии: это делается, чтобы сравнить информацию из двух источников и понять, верна ли она. Только после подобно проверки (верификации) можно быть уверенным в верности добытой информации.
Если Вам интересно больше, читайте:
Данилевский И.Н. Историческая текстология. Москва, 2024. Историческая текстология. Учебное пособие.. | Книго-история | Book-History | ВКонтакте
Какие сведения из метрических записей могут быть проверены?
Запись о рождении:
Запись о бракосочетании:
Запись о смерти:
Перепроверка метрических свидетельств может осуществляться через документацию метрического учёта, церковных архивов, внеметрическую документацию.
Проверка информации внутри метрической документации может происходить на уровне содержащих одну и ту же информацию информационных блоков отдельных метрических записей. Исследователя в таком случае интересуют две разные метрические записи, содержащие информацию об одном и том же лице, месте, дате. Возьмём пример. Информация с именем родившегося упоминается в течение дальнейшей жизни человека: не только при его рождении, но и при его венчании, рождении детей у человека детей, смерти лица. И эти записи можно использовать, чтобы проверять имя человека в каждой из них.
Такая верификация может происходить на разных уровнях: в рамках одной метрической записи, внутри одной метрической книги между разными частями, между метрическими книгами.
Лучше всего опираться на перепроверку, произведённую через книги за разные годы с разными составителями, они наиболее точные, далее следуют книги за разные годы с общим составителем. Несколько частей одной метрической книги могут быть полезными уже для определённых случаев: для проверки сведений об умерших в течение года новорождённых или нескольких событиях, произошедших за один год в жизни одного лица. Для самого узкого круга казусов может подойти одна запись, она может помочь обнаружить явные описки.
Используйте документы церковных архивов для верификации.
Брачные обыски подойдут для уточнения сведений о бракосочетании. В этих документах фиксировались обстоятельства вступления в законное супружество. В них можно найти имена брачующихся, поручителей за брак, дату венчания, имя священника.
Исповедальные ведомости (росписи) – списки пришедших на исповедь в храм в течение одного года. По сути, являются переписью приходского населения. В них можно найти имена исторических личностей, места их проживания и состав семьи, в некоторых случаях они могут дать косвенные свидетельства об общении между семьями.
В отдельных случаях могут играть важную роль клировые ведомости – это описания церковного прихода за определённый год. Из них можно узнать о названии прихода, наименовании церкви, именах и жизненном пути священнослужителей и работающих при храме лиц (церковном старосте, ктиторе, просфорнике, церковном стороже).
Документация церковных архивов по Вяземскому уезду сохранилась в Государственном Архиве Смоленской Области за следующие годы:
Брачные обыски по г. Вязьме и Вяземскому уезду за 1814-1815, 1818, 1824, 1829-1830, 1832-1835, 1839-1840. Также в фонды поступили обыски отдельных церквей: с.Сережани (1842-1850), г. Вязьмы церкви Сретения Господня (1843-1868), церкви Николая Чудотворца (1857-1923).
Исповедальные ведомости по г. Вязьме и Вяземскому уезду за 1773, 1824, 1838, отдельных церквей: села Юрино Юхновского (Вяземского) уезда (1832), города Вязьмы Крестовоздвиженской церкви (1813), церкви Обновления храма Рождества Христова (1829, 1835-1836, 1841, 1844, 1846, 1849,1855), Воскресенской церкви (1840).
Клировые ведомости по Вяземскому уезду за 1850, 1861,1878 годы.
Церковное делопроизводство – это источники, которые могут упоминать как духовенство, так и работающих при храме (или связанных с ним) приходских людей. В отдельных случаях челобитные (обращения к церковному начальству) могут содержать списки челобитчиков, зачастую вотчинников (владельцев земель, дворян-помещиков).
Важен для перепроверки информации из метрических книг корпус ревизских сказок (переписей податного населения): в них есть сведения об именах, составе семьи, месте жительства семьи, названии населённых пунктов и именах помещиков-владельцев.
Ценные сведения об именах, составе семьи, родственных связях, местах проживания могут предоставить перепись 1897 года, сельскохозяйственная перепись 1917 года, включающая подворную перепись и списки домохозяев, сообщения об экономической, политической, религиозной, культурной, профессиональной деятельности, отобразившиеся в делопроизводстве различных органов светской и духовной власти: к примеру, записи заседаний земских собраний. Можно только посоветовать искать в зависимости от ситуации в делах правоохранительных органов в отношении правонарушений. Сообщения о благотворительной деятельности и участии в жизни церкви могли отобразиться в Епархиальных ведомостях. Упоминания в дореволюционных газетах, адрес-календарях и прочих справочных изданиях релевантны далеко не для всех лиц, упоминаемых метрическим учётом, однако в них имеет смысл искать сведения для перепроверки информации о некоторых персоналиях. Для мужского населения полезны документы учёта призванных на русско-японскую войну (1904-1905) и Первую Мировую войну (1914-1918). Для переживших Революцию персоналий важны записи органов ЗАГС, упоминания в советском делопроизводстве, в том числе, в документации органов НКВД, военных комиссариатов, в частности, в отношении участников Великой Отечественной войны (1941-1945). В уникальных случаях огромную ценность могут иметь свидетельства, сохранённые в семейных архивах: подписанные фотографии, фотокарточки, открытки, письма, помянники и другая религиозная литература.
Метрические книги Смоленской губернии 1838-1917 гг. можно найти в онлайн доступе с помощью платного сервиса удалённого читального зала Государственного Архива Смоленской области: https://portal.gaso-smolensk.ru/page/sources/archivefund.jsf
Метрические книги за более ранний период находятся в фонде 48 и доступны в бумажном виде в читальном зале.
Сельскохозяйственная перепись 1917 года хранится в Государственном Архиве Смоленской Области Ф. Р-653. Смоленское губернское статистическое бюро Смоленского губернского исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
Смоленские Епархиальные Ведомости: https://yandex.ru/archive/catalog/d393d790-9d16-4625-b8a5-1742246b14ea/years?ysclid=m9qsg8j3um698277179
Адрес-календари Российской империи: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/9504
Памятные книжки Смоленской губернии: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/15013
Документы учёта солдат Первой Мировой войны: http://gwar.mil.ru/heroes/
Документы учёта солдат Великой Отечественной: https://obd-memorial.ru/html; https://pamyat-naroda.ru/?ysclid=m9qsohlazf567184193.
Вся информация, которую не удастся проверить через независимый источник, переходит в категорию уникальной. Этот вид информации не может восприниматься нами, как описание реального прошлого.
Это не исторические факты: ничто не может их подтвердить или опровергнуть. Считать уникальной информацией также следует разночтения двух источников: если об одном и том же информационном блоке есть два равных по достоверности сообщения, передающих совершенно разное.
В случае метрик наиболее часто в категорию уникальной попадают имена восприемников, поручителей, причины смерти и все даты. Постараемся рассмотреть кратко, как работать с этим «информационным остатком».
Чтобы понять, реальные ли события описывает наш информационный остаток, мы должны ответить на вопрос, могло ли данное событие/явление в принципе иметь место быть. Необходимо вначале установить, что это сообщение – оригинальная часть документа, а после по косвенным свидетельствам попытаться подтвердить её.
Привлечение всего массива данных метрического учёта может помочь выявить связи между лицами, избранными восприемниками и поручителями для одной семьи. Mы можем найти постоянных крёстных отцов и матерей, принимавших от купели всех детей одной супружеской пары. Массив метрических записей способен выявить дальние родственные или дружеские связи между конкретными лицами, которые вступали позже в контакт при совершении церковных таинств. А привлечение сведений исповедального, ревизского учётов и списков домохозяев только уточнит круг общения на основе информации о проживании в одном дворе, по соседству. Такие сведения будут означать, что найденные лица могли быть теоретически восприемниками, поручителями.
Сам факт смерти и примерный период происшествия события косвенно могут подтверждать смена семейного положения родственников (теперь они называются сиротами, вдовами, вдовцами) и отсутствие умершего лица в какой бы то ни было позднейшей документации (и нет никаких сведений о перемещении этого лица в другое место). Причины смерти же проверить очень сложно. Если речь идёт об инфекционных заболеваниях, которые священник определил точным образом, имеет смысл посмотреть на всех умерших за последнее время в отдельной семье/дворе/деревне/приходе, не повторяется ли эта причина смерти, не могли ли умершие заразиться в своей семье и разнести заразу во дворе, а потом и в деревне. В связи с этим не помешает ознакомиться с эпидемиологической ситуацией в регионе в изучаемый исторический период. В случае необходимости верифицировать смерть «неестественного характера» следует обращаться в первую очередь к самой метрической записи: в ней священник должен был разъяснить, почему указанное лицо не имело возможности исповедоваться и причаститься/ не могло было быть погребено на кладбище. Позднее к таким записям прибавлялись и пометы об участии органов внутренних дел в решении вопроса о захоронении. Они выпускали постановление с разрешением или запрещением погребения на церковном кладбище. Наличие ссылки на подобное постановление может косвенно подтверждать причину смерти.
Последний информационный блок, наиболее часто относящийся к уникальной информации, – даты. Вначале нужно проверить, не противоречат ли даты друг другу во всей метрической книге, нет ли логических ошибок или условий, ставящих под сомнение верность написанного (священник указывал даты не в хронологическом порядке, дата зачёркнута, но не исправлена, дата вписана иным почерком). Далее необходимо установить, нет ли внутреннего противоречия внутри метрической записи (дата крещения раньше даты рождения). После необходимо сравнить информацию с полученными ранее данными и установить, нет ли противоречия с иными событиями (священник совершает таинство после своей собственной смерти, рождается ребёнок, записанный уже умершим и пр.).
Даты рождения/крещения могут быть косвенно верифицированы через имена новорожденных. Имена детям давались с помощью православного месяцеслова. Священник находил имя, выпадавшее на дату рождения или крещения. Поэтому при проверке даты необходимо найти имя святого в православном календаре, оно должно располагаться в хронологической близости к датам из метрики. Важно просмотреть всех святых, чьи дни памяти приходятся на период совершения таинства. Нужно также ограничить круг святых теми, которые были канонизированы и включены в святцы к моменту рождения ребёнка.
Подтверждением даты венчания может послужить в некоторых случаях совершение таинства до или после Великого поста. Церковное право запрещало совершение таинства венчания во время поста, однако, как показывает практика, это правило нарушалось во многих приходах, поэтому оно может служить доказательством только при выявлении прямой зависимости периодов венчания в приходе от дат поста в те или иные годы. В некоторых случаях достижение брачного возраста у жениха и невесты могло бы свидетельствовать в пользу указанной даты, однако важно оговориться, что нередки заключения браков с нарушениями возрастного ограничения.
Если сбор косвенных свидетельств приводит к положительному результату, исследователь приходит к заключению, что так могло быть. Полученные сведения лучше всего использовать в своих текстах с пометой об упоминании информации в одном единственном источнике: «Согласно метрической книге…». Подобным образом исследователь на языковом уровне сможет сигнализировать, что указанную информацию необходимо использовать с осторожностью.
Если Вашей целью при работе с метрическими книгами является восстановление родословной, опирайтесь только на верифицируемую информацию. Использовать уникальную информацию можно только с большой осторожностью.
Приведём некоторые наглядные примеры применения описанной методики. Перед нами запись о рождении.
«1. 21 января [1788 года] сельца Уварова господина Петра Алексеева сына Якушкина с женою его Марфою Родионовою родился законноприжитый сын Евгений. Крещён священником Михаилом Михайловым того же месяца и числа, а при крещении восприемники был капитан Александр Максимов сын Греков».
Выделяем из приведённой записи повторяющиеся формулы: «с женою его», «родился законноприжитый сын», «а при крещении». На проверку остаются следующие информационные элементы: дата рождения (1), имя ребёнка (2), сведения о родителях (3), сведения о крестившем причте (4), сведения о восприемниках (5). Проверим эти элементы.
(1) Дата рождения/крещения – пока мы её не можем проверить через свидетельство в другом документе, пометим предварительно, как «уникальное» сведение.
(2) Ребёнка, согласно записи, зовут Евгений. Это имя фигурирует, как в последующей метрической документации (см. запись о смерти), так и во внеметрической (в 1820 году флота капитан-лейтенант Евгений Якушкин числился в Вяземском уездном суде заседателем).
(3) Отец ребёнка – Пётр Алексеевич Якушкин ещё в 1779 году значился владельцем сельца Уварова Вяземского уезда. То, что он уже состоял в браке с Марфой Родионовной, можно понять из записи об их венчании от 1786 года (она независима от записи о рождении Евгения, так как была сделана в иное время, при других обстоятельствах и с другой целью): «Вяземской округи корнет Пётр Алексеев сын Якушкин понял дворянскую девицу Вяземской округи села Изборова Марфу Родионову Юкавскую первым браком».
(4) Крестил ребёнка священник Михаил Михайлов. Подтверждают нахождение на должности отца Михаила записи, сделанные и в самой книге («К сей ведомости священник Михаил Михайлов руку приложил»). Лишь только в 1789 году священник покинул свой пост.
(5) Восприемники: данные о них не полны. Священник не вписал имя восприемницы, из-за этого мы не имеем возможности его реконструировать. Здесь становится понятно, что возможности методики не безграничны. Что касается имени второго восприемника – Александра Максимовича Грекова – то его имя верифицируется. Он владел селом Волковым с 1769 по 1791 год, что следует из данных метрического учёта и внеметрической документации. Якушкины и Грековы были соседями, детей Якушкиных крестили в церкви Волкова, выстроенной стараниями вкладчика Грекова. На основе этих данных мы можем утверждать, что капитан Греков мог быть избран крёстным отцом новорождённому Евгению.
Остаётся только первый элемент: дата рождения. На данный момент косвенно её и дату крещения может подтвердить само имя Евгения. На 21 января по ст.стилю выпадает день памяти святых мучеников Евгения, Кандида, Валериана и Акилы, убитых, согласно житию, в III. веке. По всей видимости, именно в честь мученика Евгения и был назван отпрыск Якушкиных.
Итог: большая часть информации проверена, может считаться достоверной и использоваться в исторических реконструкциях.
Если Вам интересно больше, читайте:
Если Вам интересно больше, читайте: Якушкины на Уварове. http://alferovo.ru/yakushkiny.html
Записи о венчании ранних периодов метрификации проверить можно быстрее, нежели записи, сделанные после 1838 года. Они содержат куда меньше элементов. Возьмём запись от 1814 года:
«Вотчины подполковника Димитрия Сергеева Чебышева сельца Енина крестьянский сын Иван Иванов, бывший доныне холост, понял девицу крестьянскую Калужской Епархии села Бабынина Марфу Сигнееву, венчаны первым браком. С[вященник] Д[имитрий] с причтом». Вначале исключаем повторяющуюся информацию, то есть формулировки: «понял», «венчаны».
Проверить следующие элементы сведения о женихе и невесте (2), сведения о венчавшем причте (3), а также реконструировать несохранившуюся дату венчания и добавить имена поручителей может запись о заключении бракосочетания из брачных обысков: «1814 го года генваря 26 го дня мы <…> вступаем в законное супружество, оной церкви прихожанин Вотчины подполковника Дмитрия Чебышева сельца Енина крестьянский сын Антон Иванов и невеста оной вотчины Калужской Епархии села Бабынина крестьянская дочь-девица Марфа Сигнеева <…>».
Если большинство информационных элементов можно считать проверенными, то имя жениха становится для читающего загадкой: в одном документе он «Иван», в другом «Антон». Эти варианты равнозначны друг другу, и если бы в нашем распоряжении не было бы свидетельств о дальнейшей жизни этого лица, то нам бы пришлось указать, что существует два варианта наименования. Однако в данном случае можно выявить настоящее имя человека: в 1824 году в сельце Енино проживал крестьянин Антоний Иванов с женою Марфой. Ревизская сказка 1834 года также фиксирует существование Антона Иванова и его жены Марфы, сведений же об Иване Ивановом нет. Это ошибка составителя метрики!
В верификации более поздних записей добавляется фиксация поручителей, которых мы отнесли к разделу уникальной информации: к примеру, в 1857 году крестьянин вотчины штабс-ротмистра Александра Николаевича Иванова деревни Енино Алексей Иванов вступил во второе законное супружество с крестьянкой этой же деревни Сиклитией Дмитриевой. Кто же за них поручался? По жениху: деревни Енино крестьяне Антон Иванов, то есть старший брат Алексея, и Стефан Кононов, выросший во дворе Антона и Алексея Ивановых. Их отношения с Алексеем можно верифицировать и сказать, что они очень даже могли выступить его поручителями на венчании. Что касается поручителей по невесте: это односельчане Алексея и Сиклитии – крестьяне Тихон Федосиев, Михаил Максимов. Они жили в одной деревне с брачующимися, могли быть с ними знакомы и вполне могли бы быть их поручителями. Проверка уникальной информации завершилась положительно, поэтому формулировка «Согласно метрической книге 1857 года крестьяне Антон Иванов, Стефан Кононов, Тихон Федосиев и Михаил Максимов были поручителями со стороны жениха и невесты» будет корректна.
В записи о смерти можно проверить почти все элементы.
«12. 6/8 июня – Городищенской волости деревни Енина крестьянина Григория Устинова дочь Васса – 8 недель – от младенческой – Священник Фёдор Строганов с псаломщиком Алексеем Страховым на новом кладбище».
Сначала определяем «младенческую смерть» (элемент 3) в раздел повторяющейся информации - это не реальная причина смерти младенца.
Начинаем проверять информационные элементы: Сведения об умершем могут быть в этом случае крайне скудны. По всей видимости, ребёнок прожил совсем недолго, поэтому необходимо найти запись о его рождении. В середине апреля того же года у крестьянина деревни Енино Григория Устинова и его жены Матрёны Прокофьевны родилась дочь Василиса. Место рождения, имя отца можно считать проверенными, однако имя ребёнка остаётся невыясненным. Перед нами ситуация, когда есть две записи с двумя именами, и найти другие записи, посвящённые дочери Григория Устинова не представляется возможным. Эта информация из записи о смерти определяется в раздел уникальной, равно как и дата смерти и на данном этапе возраст умершего. Совершение погребения причтом может быть проверено, так как отец Фёдор Строганов и псаломщик Алексей Страхов находились на должности именно в это время. Местом погребения указано новое кладбище – проверить напрямую эту информацию нельзя, она уникальна, однако анализ метрических записей прихода в начале XX века показывает, что старое приходское кладбище было переполнено, появилось так называемое «новое», на котором и захоранивались умершие дети и молодые люди. Поэтому ребёнок и в этом случае мог быть погребён на новом кладбище.
Что касается дат рождения и смерти, они тесно связаны с именем ребёнка. Если исходить из даты рождения, то родилась девочка 11 апреля по старому стилю. 15 апреля по старому стилю православная церковь отмечает память святой мученицы Василисы, а не Вассы. Именно этим именем она названа в метрической записи о рождении, поэтому, по всей видимости, девочку звали Василиса. Это имя косвенно указывает и на то, что она родилась во второй декаде апреля (11 апреля – в метрике). В записи о смерти указано, что Василиса прожила всего 8 недель. В 1903 году между 11 апреля и 6 июня прошло ровно 8 недель. Период указан верно, поэтому, вероятнее всего, эти даты верны.
Однако не во всех метрических книгах сведения о возрасте настолько точные. Возьмём ещё одну запись о смерти:
«6. 14/16 марта- Вяземский купец Касма Яковлев – 110 [лет] – от натуральной – [исповедал] священник села Волкова Алексей Белявский – священник Алексей Белявский с дьяконом Иоанном Солнцевым и пономарём Николаем Полкановым на отведённом кладбище».
Выделим сперва повторяющуюся формулировку причины смерти «от натуральной». Далее проверим сведения об умершем: Косьма Яковлев, действительно, был вяземским мещанином, это подтверждают как сведения метрического, так и внеметрического учёта. Совершение погребения указанными клириками можно подтвердить периодами их службы в приходе. Теперь необходимо проверить возраст, ведь если верить метрической книге, то Косьма Яковлев умер в баснословных летах!
В 1838 году мещанин Косьма Яковлев числился 65 лет от роду, что уже в корне противоречит записи о смерти: разница между событиями 25 лет. 65+25= 90, а никак не 110. Однако и возраст 65 не достоверен. В 1824 году Косьме числилось 49 лет: то есть за прошедшие 14 лет он никак не мог постареть на 16, а уж 49+38 – никак не равняется 110. Но и возраст 49 не может удовлетворить исследователя, ведь согласно ревизской сказке 1811 года, «Казме» было 42 года (42+12=54, но не 49). То есть фактически все возрасты, которые есть в документах, не соответствуют друг другу, более того, они противоречат друг другу. Эти возрасты – не более чем измышления людей, не основанные на источниках, это представления людей о примерном возрасте Косьмы Яковлева, который постепенно старел. По всей видимости, к 1862 году Косьма мог казаться настолько старым, что его считали 110-летним древним старцем. То есть, этот возраст неверен с математической точки зрения и может служить только примерным ориентиром.
Если Вам интересно больше, читайте:
110 лет рода мещан Яковлевых.
Если Вы будете следовать описанному порядку действий, то сможете избежать ошибок в изучении родословной и приблизитесь ещё на пару шагов к прошлому с помощью метрических книг!
На основе статьи «Трудности в изучении метрических книг и возможный путь их преодоления».
Судьбы Азаровка Азарово Александровское Алфёрово Алфёрово станция Мал.Алфёрово Афанасово Белый Берег Бекасово Берёзки Бессоново Богородицкое Боровщина Воровая Высоцкое Гвоздяково Голочёлово Горлово Городище Гридино Дача Петровская Дубки Дымское Евдокимово Енино Енная земля Ершино Жуково Заленино Зимница Изборово Изденежка Издешково Изъялово Казулино Комово Кононово Костерешково Костра Куракино Ладыгино Ларино Лещаки Лопатино Лукино Лукьяново Марьино Морозово Мосолово Негошево Никитинка (Болдино) Никитинка (Городище) Николо-Погорелое Никулино Панасье Перстёнки Реброво Рыхлово Плешково Починок Рагозинка (Шершаковка) Сакулино Саньково Семлёво Семлёво (старое) Сеньково Сережань Скрипенка Старое Село Сумароково Телятково Третьяково Уварово Ульяново Урюпино Усадище Федяево Халустово Холм Холманка Чёрное Щелканово Яковлево (Каменка) Якушкино Наша часовня